Новости отраслей

Большие проблемы малой авиации

В Мурманской области найдётся немало населённых пунктов, добраться до которых можно только по воздуху, или морем, но не всегда. В список попали Островной, Краснощелье, сёла Терского берега. Для местных жителей билеты на «вертушку» - льготные. Для остальных цены кусаются очень больно. Настолько, что слетать в Париж будет дешевле, чем в условную Чаваньгу. Но расценки, похоже, скоро будут ещё выше.
Комитет по тарифной политике Мурманской области 30 декабря 2020 года установил новые тарифы на перевозки воздушным транспортом. Стоимость перелёта по маршруту Ловозеро — Сосновка составляет 21 140 рублей в один конец, а за билет из Ловозера в Краснощелье обычному россиянину придётся заплатить 8 773 рубля.

Для резидентов удалённых сёл цены на билеты льготные. К примеру, из Ловозера в Краснощелье они смогут добраться за 3,4 тысячи рублей, а жители Сосновки потратят на билет примерно 3,5 тысячи рублей. Но всё равно это слишком дорого для жителей небольших селений.

Возникает логичный вопрос - почему перелёты стоят так дорого? Ответ на него тоже простой. В Мурманской области, как и в России в целом, практически отсутствует современная малая авиация.

В России развита авиация большая. Там и цены по этой причине ниже.

Так, согласно данным сайта Aviasales.ru, полёт почти в любую европейскую страну, включая дорогие Францию и Британию, обойдётся даже дешевле 21 140 рублей. Кроме того, на эти деньги можно купить билет в Израиль, Турцию, Египет, Казахстан...
За 8 773 рубля вполне возможно приобрести авиабилет на самолёт в Новосибирск, в Кыргызстан, Калининград.

Интересно сравнить и стоимость одного километра полёта в разных авиакомпаниях.
Стоимость авиабилета Мурманск - Москва на 25 июня в среднем составляет около 2,5 тысячи рублей, а расстояние между городами 2 550 км. Один километр пути обойдётся примерно в 1 рубль в «экономе» и в 15 рублей в бизнес-классе (цена на билет чуть менее 39 тысяч).

Более того, по тарифу в 78 рублей за километр (420 000 руб за почти 5,5 тыс. км) можно совершить путешествие по маршруту Лондон - Дубай в салоне первого класса авиакомпании Emirates.

В стоимость входят: отдельный сьют с кроватью, шампанское и другие алкогольные напитки в баре салоне, обед, приготовленный первоклассным поваром, телевизор, душ-спа и тому подобные «ништяки».

Логика здесь проста: чем больше вместимость и загруженность самолёта, тем билет будет дешевле.

Теперь для сравнения. В Мурманской области «Вологодские авиалинии» предлагают доставить из Ловозера в Краснощелье за 8 773 рубля. Расстояние между этими двумя пунктами составляет 112 км, и один километр полёта обойдётся в 78,3 рубля. Это расценки на вертолёт.

Но, что удивительно, даже аренда небольшого бизнес-джета обойдётся выгоднее полёта в мурманскую глубинку.

Один из российских сайтов предлагает в аренду самолёт Як-40 с салоном бизнес-класса по цене от 165 000 рублей за лётный час (включает ГСМ, зарплату пилотов, сборы, налоги, техобслуживание, амортизацию и другие расходы).

В то же время, один лётный час вертолёта АО «Вологодское авиационное предприятие» по калькуляции Комитета по тарифному регулированию Мурманской области стоит 179 693 рубля.

И уровень комфорта салона вертолёта Ми-8, используемого при полётах в отдалённые сёла Мурманской области, не идёт ни в какое сравнение с салоном бизнес-джета Як-40.

Конечно, жители отдалённых селений имеют разнообразные льготы и компенсации. Да и доставку грузов государство частично компенсирует.
Глава Терского района Наталия Самойленко говорит: «Для чего правительство оказывает содействие в компенсации расходов, да, транспортных расходов предпринимателю? Для того чтобы уровень цен продажи продуктов был практически одинаковым, как в Умбе. Как там, где есть транспортная доступность, где есть дороги».
Глава Терского района рассказала, что существует перечень товаров, цены на которые регламентируются. И, если, к примеру, свёкла в Умбе стоит 90 руб за килограмм, то и в магазинах всего Терского берега она не может стоить дороже 90-92 рублей за килограмм. Это касается всех продуктов и товаров, которые представлены в перечне социально значимых.

Может ли перевозка пассажиров и грузов в отдалёнку быть дешевле? В существующих реалиях — нет.
Для этого нужно пересесть с вертолёта на самолёт. Но к этому не готовы аэродромы в регионе, да и техники нет.
Один из бывших пилотов, летавший на Ан-2 и Ан-28, в частном разговоре с СеверПост пояснил, что перевозка пассажиров и грузов на «кукурузнике» обойдётся значительно дешевле, но, к сожалению, самолёты такого класса в России уже не производят.
«Замены Ан-2 пока нет. Одни только проекты и всего лишь», - рассказал собеседник агентства.

И когда будет создан самолёт такого типа, пока неизвестно. Чешский же самолёт L-410, который, к примеру, используют в Красноярском крае для полётов в малые аэропорты, использовать в малых аэропортах Мурманской области не получится.
«Они с грунта не работают, им асфальт нужен», — сообщил бывший пилот. Он добавил, что эти самолёты морально устарели: «Они были актуальны в 70-е и 80-е годы, но тогда их у нас не было».

Потому жителям отдалённых районов Мурманской области, как и авиакомпаниям, и пилотам, приходится лишь надеяться на лучшее, и вспоминать прошлые годы, когда российский авиапарк был оснащён Ан-2, самолёты летали в отдалённые сёла по 4 раза в неделю, а билет стоил 7 рублей в одну сторону (в Москву — 26 руб, в Ленинград — 18).
Но в обозримом будущем при перевозках в отдалёнку могут возникнуть новые проблемы.
Премьер Михаил Мишустин 5 октября 2020 года подписал Постановление №1603, согласно которому вводятся повышенные требования безопасности на всех посадочных площадках и вертодромах.

Малые аэропорты и посадочные площадки должны быть оснащены ограждениями с сигнализацией, контролем доступа и видеонаблюдением, системами связи и оповещения, сбора и обработки информации, интернетом, группами быстрого реагирования и другими «прибамбасами». Срок реализации — к октябрю 2021 года.
Примечательно, что невыполнимость этого постановления признал даже руководитель Росавиации Александр Нерадько, который на расширенном заседании коллегии Росавиации признал, что переоснащение аэропортов потребует значительных финансовых затрат, или просто будет невозможно из-за кризиса в отрасли.
Один из сотрудников авиакомпании «Вологодские авиалинии» подтвердил СеверПост слова главы Росавиации. Многие требования выполнить просто невозможно или очень дорого: «Многие меры, они оплачиваемые и требуют денег, денежных вливаний, а это затраты».

По словам представителя компании, раньше в малых аэропортах был только сторож, сейчас же требуется создавать подразделение транспортной безопасности.
Кроме того, даже в таких малых аэропортах, как Умба или Ловозеро, согласно новым требованиям, следует устанавливать видеокамеры, рентгеновские аппараты, проводить полный досмотр, как в больших аэропортах.

И никаких субсидий для операторов аэропортов и посадочных площадок или внесения изменений в новые регламенты не планируется: «Разговоры идут, но это лишь разговоры. Конкретики никакой нет пока», — пояснил наш источник.

Что же касается работы аэропортов с октября 2021 года, то, по словам представителя авиакомпании, перевозки не встанут: «Они (перевозки — прим. ред) будут продолжаться, но с нарушениями, а нарушения — это штрафные санкции со стороны надзора».
Вопрос о том, на чьи плечи ляжет дополнительная финансовая нагрузка в виде выплаты штрафов, ответа пока не имеет.

Чаще всего подобные вопросы бизнес решает за счёт потребителей. Хотя есть и второй путь — увеличивать размер госпомощи. Как будет в этот раз — узнаем осенью.

Источник - severpost.ru