Новости отраслей

Промышленной стройке выдали карту

Правительство утвердило план дерегулирования этого сектора


В рамках перезапуска инвестиционного цикла правительство утвердило «дорожную карту» трансформации делового климата в сфере промышленного строительства. Этот план призван помочь в выполнении стратегической цели властей — наращивании частных вложений в российскую экономику. Предполагается, что утвержденные меры — в частности, создание нормативной базы для применения новых технологий и упрощения различных процедур в промышленном строительстве — к 2030 году позволят сократить сроки создания таких объектов на 40%, затраты — на 20%.
Развернуть на весь экран
Новые технологии и упрощение процедур в промышленном строительстве должны существенно приблизить сроки сдачи объектов

Правительство утвердило «дорожную карту» по так называемому реинжинирингу правил промышленного строительства. Речь идет об улучшении делового климата в этой сфере за счет сокращения к 2030 году сроков создания промышленных объектов на 40%, затрат — на 20%. Меры должны стать одним из ключевых элементов работы по запуску нового инвестцикла наряду с донастройкой механизма соглашений о защите и поощрении капиталовложений, а также поддержкой проектов в регионах. Как ранее пояснял первый вице-премьер Андрей Белоусов, в сфере промстройки планируется две волны регуляторных изменений: мероприятия «дорожной карты», а также анализ лучших практик и «клиентских путей» инвесторов.
Промстроительство — весьма большой сегмент рынка. В 2019 году его объем оценивался в 3,3 трлн руб., что немногим меньше половины всего объема строительных работ за год. По прогнозам, показатель должен вырасти до 7,5 трлн руб. к 2030 году и до 9,2 трлн руб.— к 2035-му.

Необходимость в дерегулировании отрасли вызвана, в частности, тем, что российские показатели сроков и стоимости строительства промышленных объектов примерно в полтора раза хуже, чем в других развитых странах.

Большая часть мероприятий приходится на 2022 год. 37 мер охватывают весь цикл строительства — несколько блоков посвящены упрощению процедур от этапа проектирования до ввода в эксплуатацию. Например, планируется сократить количество видов зон с особыми условиями использования, создать единую форму договора о подключении к инженерным сетям и возможность технологического присоединения в рамках процедуры «одного окна». Среди других мер — возможность проектирования подготовительных работ отдельно от подготовки проектной документации основного объекта и получение разрешения на выполнение подготовительных работ, что позволит «сэкономить» год строительства. Еще на полгода планируется сократить его за счет внедрения института типовых проектных решений.
Некоторые инициативы обозначены лишь «крупными мазками» — это, например, формирование к маю 2023 года нормативной базы для применения новых технологий дистанционного управления и контроля. Речь идет, в частности, о внедрении BIM-технологий (информационное моделирование объектов), аэромониторинга и технологий дополненной реальности. Предполагается, что это должно повысить производительность труда в сфере промстроительства, которая оценивалась властями как довольно низкая. Отметим, такие технологии уже применяются на практике, но не очень широко из-за отсутствия регулирования. Согласно результатам опроса «Деловой России», всего для 12% строителей технология BIM стала стандартом проектирования.

Кроме того, планируется признавать проектную документацию, выполненную в иностранных системах стандартизации, чтобы здание могло строиться без перепроектирования, но с подтверждением безопасности в упрощенном порядке.

Одновременно с этим к сентябрю 2022 года планируется подготовить законопроект, позволяющий обосновывать технические решения в области безопасности на основе еврокодов, «зеленых стандартов», а также стандартов других стран — например, Китая.
Как отмечает заместитель руководителя направления «Пространственное развитие» Центра стратегических разработок Ольга Торбич, «многое уже сделано с точки зрения сокращения административных барьеров, но этого недостаточно — остаются сложные моменты зарегулированности процессов и их наложения друг на друга». По ее мнению, «дорожная карта» позволит частично решить ряд проблем, однако это не все вопросы, стоящие на повестке. «В 2023 году можно будет дать первые оценки изменениям»,— говорит Ольга Торбич.

Источник - kommersant.ru