
Как сообщается в протоколе заседания президиума правкомиссии по транспорту от 1 июля (есть у “Ъ”), по данным Главгосэкспертизы и ОАО РЖД, предварительная стоимость объектов второго этапа расширения БАМа и Транссиба составляет 894,3 млрд руб. Согласно утвержденному в апреле 2021 года паспорту второго этапа, инвестиции должны были составить 719,8 млрд руб.
При этом ОАО РЖД и профильные министерства обсуждают возможность переноса уже в этом году 188 млрд руб. средств ФНБ, за счет которых ранее предполагалось финансировать строительство выходов из Якутии, на докапитализацию монополии и обеспечение второй очереди расширения БАМа и Транссиба дополнительными средствами, рассказал источник “Ъ”, знакомый с ситуацией.
Федеральный чиновник подтвердил существование такого предложения. В ОАО РЖД и Минэкономики комментариев не дали, в Минфине переадресовали запрос в Минтранс, где на него не ответили.
В 2021 году на фоне бурного роста угледобычи в Якутии, заметно превышающего предусмотренные в планах развития БАМа и Транссиба объемы, Владимир Путин поручил представить предложения о расширении восточного участка магистрали с целью вывоза якутского угля и не исключил возможности выделения на это средств ФНБ (см. “Ъ” от 3 марта 2021 года). Монополия подала заявку на 188 млрд руб., которые с ней согласовало Минэкономики (см. “Ъ” от 14 июля 2021 года).
Однако сразу встал вопрос, что именно расширять. У ОАО РЖД был вариант, предполагающий расширение участка БАМа Тында—Комсомольск—Ванино за 332,6 млрд руб. (с учетом средств ФНБ) для вывоза 16,6 млн тонн угля в год с Эльгинского месторождения.
У этого варианта были сложности с обеспечением окупаемости, необходимой для ФНБ, для которой требовался инвестиционный тариф либо условия ship-or-pay (см. “Ъ” от 8 декабря 2021 года). Но при этом у владельца Эльгинского месторождения «А-Проперти» Альберта Авдоляна существовал альтернативный проект — строительство дороги необщего пользования от Эльги до Чумикана на Охотском море, и после длительных раздумий компания все же решила этот проект реализовывать (см. “Ъ” от 20 июня).
В результате возник вопрос, куда будут перераспределены средства ФНБ.
Сейчас «непонятно, под какую грузовую базу надо модернизировать БАМ, если "Эльгауголь" уже строит свою собственную ветку», говорит один из собеседников “Ъ” в правительстве, отмечая, что «вопрос требует тщательной проработки». Инвестиции из ФНБ предполагают возвратность предоставленных средств. В 2018 году, когда стоимость проекта оценивалась в 460 млрд руб., NPV этого проекта считался как положительный (54,6 млрд руб.), срок окупаемости оценивался в 32,3 года. Как он оценивается при новой стоимости, пока не ясно.
По мнению главы «Infoline-Аналитики» Михаила Бурмистрова, это не последнее удорожание расширения БАМа и не последнее перераспределение средств. По его мнению, перераспределение средств из ФНБ — правильный шаг, поскольку сейчас альтернативы Восточному полигону не осталось, а с 10 августа, когда для российского угля окончательно закроется европейский рынок из-за введенного эмбарго, возникнет вопрос о сохранении стабильной добычи угля в Кемеровской области.
Несмотря на то что узкие места на Восточном полигоне — давняя проблема, сейчас у ряда отправителей не осталось альтернативных БАМу и Транссибу направлений, так как порты юга России не в состоянии удовлетворить весь спрос, возникший в связи с прекращением отправок через порты северо-запада. По мнению господина Бурмистрова, расширение выходов на БАМ из Якутии не снято с повестки, но сейчас есть другие приоритеты.
Источник - kommersant.ru