Новости отраслей

Учись или будешь уволен: как пандемия изменила рынок труда

Эксперты BCG проанализировали влияние пандемии коронавируса на рынок труда. Исследование проходило в период с октября по начало декабря 2020 года. Специалисты опросили более 200 тыс. человек из 190 стран мира. В выборку вошли мужчины и женщины в равных долях. В основном представители компании опрашивали людей до 40 лет.

Аналитики выяснили, сколько специалистов потеряли работу, в какой из сфер увольнения носили массовый характер. Также изучалось, насколько сотрудники готовы поменять сферу деятельности при необходимости.

Низкоквалифицированные работники под ударом

По итогам исследования выяснилось, что в результате пандемии около 36% работников были уволены, либо их трудовой день сократили, для 50% сотрудников ничего не поменялось, у 14% — напротив, увеличилось количество работы.

Больнее всего ситуация ударила по двум категориям: самым низкоквалифицированным сотрудникам и молодым людям до 20 лет. Около 40% из них были уволены. Примерно половина не имела начального образования. Для сравнения — среди докторов наук потерявших работу не более 25%.

Эксперты BCG также выявили сферы, где сокращения носили массовый характер. Выяснилось, что представители сфер искусства, продаж, медиа и легкой промышленности чаще других оставались без работы. Специалистов же из сфер здравоохранения, науки, ИТ и технологий, напротив, увольняли реже остальных.

Экономика образования

Число людей, оставшихся без работы, во многом зависело от страны проживания. Лидерами среди государств, где уволенных было больше всего, стали Мексика, Конго, Великобритания, Индонезия, Ангола, Камерун. А вот в Таиланде, Сингапуре, Китае и Малайзии, наоборот, большинство людей сохранили свои рабочие места.

«Нелегко найти четкое объяснение этим различиям. Они могут быть связаны с отраслями, наиболее развитыми в отдельных странах», — отмечают авторы доклада.

На российский рынок труда пандемия повлияла в меньшей степени. Только 28% сотрудников оказались уволены или их рабочий день сократили. Чаще других это случалось с молодыми работниками (20 лет и меньше) и людьми предпенсионного возраста (51-60 лет). Чем ниже уровень образования, тем чаще человек оказывался без работы. Как и в других странах, занятости лишались чаще работники сферы услуг и искусства. Реже такая участь постигала сотрудников сферы ИТ и социального обеспечения.

Руководитель пресс-службы HeadHunter Александр Джабаров согласен: в России распространение COVID-19 «ударило» в первую очередь по молодым сотрудникам. Найм таких специалистов прекратился в первые месяцы локдауна. Главная причина — трудности с адаптацией в условиях удаленной работы, сообщил он РБК. Среди сфер, на которые пандемия оказала негативное влияние в первую очередь, — сфера общественного питания, услуг, спорта и офлайн-развлечений.

Переобучение — путь к успеху

Пандемия бросила вызов многим специалистам. В условиях локдауна предприятия старались максимально автоматизировать свою деятельность — участие людей в производственных процессах старались свести к минимуму. Например, в ресторанах быстрого обслуживания сократили большинство кассиров, и вместо них поставили аппараты самообслуживания. Процесс автоматизации лишил и продолжает лишать работы миллионы людей, в связи с чем возникла необходимость переобучения.

Опросы BCG показали, что 68% сотрудников на новую профессию «готовы переучиваться в любом случае». Еще 28% сделают это, «если будет необходимо». Только 4% респондентов заявили, что не готовы менять сферу деятельности ни при каких обстоятельствах. Выше процент работников, готовых к переподготовке, в тех отраслях, «которые пережили наибольшие разрушения», сообщили эксперты. Это сфера услуг и ретейл. Ниже он в научном, медицинском сообществе и социальной сфере.

Наряду с этим число людей, готовых освоить новую профессию, в разных государствах неоднородно. Чаще других готовы учиться новому жители африканских и азиатских стран. Лидерами списка стали Конго, Камерун, Ангола. Американские и европейские рабочие реже хотят получать новые навыки. Нидерланды, Дания и Венгрия оказались в конце списка. Объяснение этому простое: в бедных странах люди надеются только на себя, в богатых же развита социальная защита. Даже оставшись без работы, граждане получают денежное пособие и зачастую сохраняют приемлемый образ жизни.

«Европа — это место, где люди по-прежнему гордятся полученным образованием и часто рассматривают выбранную профессию, как жизненный путь», — резюмируют авторы исследования.

При этом большинство россиян готовы подстраиваться под меняющуюся действительность и получать новые профессиональные навыки. Согласно опросу HeadHunter, 86% респондентов хотя бы раз в жизни повышали свою профессиональную квалификацию. Готовность получать новые знания — отличительная черта жителей нашей страны. Результаты исследования BCG говорят о том же: так, 56% респондентов «хотят пройти переквалификацию в любом случае», еще 41% — в случае необходимости. Только 3% сотрудников совершенно не готовы менять профессию. Чаще других готовы к новым знаниям молодые люди — от 20 до 40 лет. При этом россияне самостоятельно обучаются новым знаниям. Самообразованием занимаются 76% людей, для сравнения — по миру этот показатель составляет 62%.

По количеству времени, которое люди тратят на приобретение новых навыков, лидируют развивающиеся страны. Возглавляет этот список Турция. Затем следуют Кот-д'Ивуар, Камерун, Конго, Сенегал. В конце рейтинга расположились Сингапур, Франция, Швейцария, Нидерланды.

Возраст и уровень образования также влияли на желание приобретать новые навыки. Молодые работники были чаще настроены на обучение, чем зрелые люди. При этом чем выше уровень образования у человека, тем с большей долей вероятности он менял профессию. Доктора наук решались на это в два раза чаще граждан со средним образованием.

Около половины опрошенных BCG для повышения квалификации использовали онлайн-инструменты — курсы, мобильные приложения. В 2018 году таких было всего 36%. Толчок к развитию дистанционного образования дала пандемия, к таким выводам пришли эксперты. Еще одна тенденция — за два года вдвое увеличилось число людей, использующих государственные обучающие программы. Правительства стран помогали в образовании гражданам, оставшимся без работы и денег.

Автор
Виктория Лиснянская
Подробнее на РБК:
https://trends.rbc.ru/trends/education/60ae308e9a7947daf82dcdd9