Старые корпорации умирают, на их смену приходят IT-гиганты. Почему это важно?
2021-11-29 19:30
В последние годы ведущие мировые конгломераты, включая General Electric, Toshiba, Johnson & Johnson и Siemens, распались на мелкие компании. Но это не значит, что бизнес-империям пришёл конец. Их сменили неоконгломераты: Apple, Amazon, Microsoft и Google. В чём разница между старым и новым подходом? И как это отразится на пользователях?
В чём сходство конгломератов старой и новой волны
Конгломераты характеризует разнонаправленная деятельность. В этом плане IT-гиганты не отстают от классических корпораций. Microsoft продаёт ПО, игры, гаджеты и вычислительные мощности, управляет соцсетями и выступает на рынке интернет-рекламы. Apple и Google занимаются тем же, вдобавок создавая автономные автомобили. Особенно успешна в диверсификации Amazon. Компания управляет онлайн- и офлайн-магазинами, предоставляет серверы, производит фильмы, доминирует на рынке умных колонок, оказывает медицинские услуги и отправляет людей в космос.
Ещё одно сходство — IT-гиганты тоже субсидируют отстающие отрасли за счёт более успешных. Google регулярно инвестирует в проекты, прибыль которых не гарантирована. Так делали и корпорации прошлых лет, быстро продавая или закрывая направления, которые не оправдали себя.
Но различия не менее важны
У техноориентированных направлений бизнеса есть преимущество: каждый новый пользователь приносит большую ценность, чем предыдущий. За счёт сетевого эффекта такие конгломераты формируют монополии. Неслучайно рынок мобильных ОС поделили два крупнейших игрока на рынке.
Есть здесь плюс и для простого потребителя. Современные IT-корпорации могут объединять все свои услуги в одну платформу. Например, зарегистрировавшись в Google, вы получаете доступ к десяткам разных сервисов. Это направление будет только развиваться, учитывая, что большим компаниям ещё предстоит осваивать технологии VR и AR. Цукерберг не зря сгруппировал собственные сервисы под одной вывеской.
Но есть одно препятствие
Единственная реальная угроза — антимонопольные меры. Apple, Google и Meta всё чаще сталкиваются с претензиями со стороны правительств США, Европы и Китая. И с ростом корпораций меры могут становиться жёстче.