«Мы ожидаем переориентирования логистических маршрутов и цепочек поставок, а также удорожания стоимости импортных товаров для конечного потребителя за счет привлечения дополнительных посредников – резидентов дружественных стран»,
Стивидоры в нашем порту, все другие европейские порты и судоходные компании реагируют на принятые санкции ЕС (в отношении России в ответ на спецоперацию на Украине). Морские линии MSC, «Hapag-Lloyd» и «Yang Ming» также приостановили бронирование судов (букинги) в направлении России,
«4 ведущих европейских морских контейнерных перевозчика MSC, «Maersk», CMA и «Hapag-Lloyd» существенно сократили сотрудничество с Россией, а если говорить прямо, временно приостановили. Они обеспечивают почти 57 % глобального рынка (первые два по 18 % каждая) перевозок и свыше 95 % фрахта по импортным морским поставкам в Россию.
Основные объемы перевалки контейнеров осуществляются в следующих портах: Санкт-Петербург (40 % от общероссийского оборота контейнеров), Владивосток (21 %), Новороссийск (15 %), Восточный (8,5 %), Калининград (5,3 %), Сахалин (3 %). Практически все европейские контейнеры направляются в порты Санкт-Петербурга. Контейнеры занимают лишь 7 % от морского грузооборота в России, т. к. основная нагрузка на порты – это экспорт сырья, которая идет в танкерах или сухогрузах».
«Перечисленные порты занимают 2/3 морского грузооборота в России. Порт Новороссийск, будучи крупнейшим, отправлен в странах ЕС в стоп-лист.
Основная торговля с Европой идет через Балтийский бассейн. Контрагентами России в Европе являются три базовых морских порта – Роттердам, Антверпен и Гамбург, которые обеспечивают свыше 85 % импортных поставок в Россию. Все они фактически закрыли поставки в Россию.
Балтийский бассейн, по сути, закрыт, Азово-Черноморский тем более. Все морские европейские поставки шли по этим двум направлениям. Проблема не только с морем. Европа закрыла небо с Россией, как и Россия с Европой, хотя поставки товаров были минимальные, но все же. Крупнейшие курьерские службы FedEx, UPS и DHL остановили внешнеторговые операции с Россией. Но логистический коллапс усугубляет железнодорожное сообщение, поставки грузов по которым шли из Европы через Украину – оно разорвано, как и автомобильные поставки…»
«Можно ли что-то придумать? Можно, конечно, со временем изобретут какие-нибудь торговые «шлюзы», реимпорт через третьи страны, но, во-первых, это дополнительные издержки и весьма серьезные, а во-вторых, дополнительное время. Мировая торговля переживала срывы цепочек поставок и логистические проблемы в 2020–2021 годах, а сейчас начался самый настоящий логистический апокалипсис и не только для России, для всей Европы прежде всего.
Со временем новые балансы выстроятся, система не любит пребывать в неустойчивом состоянии, все стремится к равновесию. Поэтому это, скорее всего, временные проблемы. Но я к тому, что в апреле проблема встанет в полный рост по мере исчерпания складских запасов в России. Готовьтесь морально к этому сейчас. Хрен бы с этой розницей, но многое жизненно важное оборудование и комплектующие для обеспечения функционирования предприятий и строительства встали. Потребуется минимум полгода, чтобы придумать что-то альтернативное, хотя это (полное замещение) невозможно ввиду диспозиции ведущих игроков и географии. Так что до середины лета надо готовиться к очень суровым временам.
Бизнесу предстоит выстраивать новые логистические цепочки, искать новых поставщиков, оптимизировать бизнес-операции ввиду появления новых издержек и факторов неопределенности. А это все в инфляцию пойдет».
«Перевалка грузов в морских портах по бассейнам следующая: Азово-Черноморский 30,7 %, Балтийский 29,4 %, Дальневосточный 27,2 %, Арктический 11,7 %, Каспийский 1 %. Свыше 70 % грузов обслуживает Западное направление, и основная часть распределяется в портах Европы.
Минимум 70 % от нагрузки торговых портов приходится не на побрякушки и шмотки, а на нефть и уголь. Буквально, 70 % это нефть и уголь, металлы еще +5 % (они в основном по ж/д дорогам), зерно еще 6 %, удобрения 2,5 %».
«Объем производства зерна и зернобобовых культур в России 120 млн тонн, в этом году прогноз 115–125 млн тонн, т. е. также. Экспорт около 40–43 млн тонн, так что запрет это будет хорошо для внутреннего рынка с точки зрения цен. Основные каналы поставок зерновых из России – Египет, Турция и Иран, куда идет до 40 % всего экспорта зерновых. Список недружественных стран в экспорте зерновых занимает около 3 %».
«Мы заинтересованы в дальнейшем привлечении индийских инвестиций в российский нефтегазовый сектор и развитии сбытовой сети с участием российских компаний в Индии»,
«Уже более двух недель запрещено судоходство в Азовском море, где перегружались в основном зерно, уголь и нефтепродукты, напоминает руководитель отдела аналитики медиагруппы «PortNews» Виталий Чернов. РЖД остановили отправку грузов по всем направлениям на Украину.
Сейчас терминалы «Global Ports» (в них обрабатывается почти каждый третий контейнер, ввозимый и вывозимый из России), совладельцами которой являются «Maersk» и группа «Дело» Сергея Шишкарева, обслуживают суда в соответствии с подтверждаемыми судозаходами. Но на Северо-западных терминалах компании действует временное ограничение на прием экспортных контейнеров, уточнили в компании. Это делается для того, чтобы избежать затоваривания складов на фоне снижения темпов обработки российских грузов в европейских хабах.
Контейнерный рынок – большой организм, где одно логистическое плечо цепляется за другое, отмечает директор логистического оператора «RTSB-RUS» Александр Баскаков:
«При таких серьезных изменениях рынок может измениться кардинально».
Текущие цепочки поставок разрушены, альтернатив по обслуживанию импортного и экспортного потоков практически не осталось, говорит директор департамента международного развития «Pony Express» Денис Чесноков.
«Встал весь морской фрахт, авиасообщения нет. Остаются только Турция, Армения, Узбекистан, Монголия и Азербайджан», – отмечает он. «Транзитные перевозки через Украину полностью прекращены, а поезда перенаправлены на погранпереход Брест – Малашевичи», – добавляет исполнительный директор по мультимодальным перевозкам «Rail Cargo Logistics-RUS» Александр Сиверцев.
ПЭК теперь доставляет отправления из Европы автотранспортом, транзитом через Литву. «Погранпереходы функционируют, но заторы на них сохраняются. Это может увеличить сроки доставки грузов на один-два дня», – сказал Филатов. По его словам, на 11 марта самыми загруженными остаются литовские международные автомобильные пункты пропуска (МАПП): на погранпереходе Каменный Лог – Мядининкай между Белоруссией и Литвой скопилось 200 фур, на Привалка – Райгардас – 290.
«В среднесрочной перспективе это неизбежно приведет к уходу с рынка многих российских экспедиторов и их замещению китайскими, так как они таких проблем не испытывают»,
«Контейнерный рынок и так был сильно перегрет, а с уходом таких крупных игроков (к примеру – «Maersk») и, соответственно, мощностей ставки первое время могут расти лавинообразно»,
«Это сильно скажется на дешевых товарах. На дорогие товары стоимость также увеличится, но не так критично»,
«Россия обеспечивает себя основными продовольственными товарами и продолжает расширять поставки импорта для насыщения рынка разной продукцией и увеличения ассортимента для российского потребителя», – заявила вице-премьер России Виктория Абрамченко.
За последние полтора месяца Россельхознадзор выдал разрешения на ввоз в Россию продукции свыше 140 зарубежных предприятий, в том числе из Турции, Индии, Китая, Белоруссии, Азербайджана, Киргизии, Казахстана. Речь идет о поставках молочной и мясной продукции, кормов и добавок, рыбной продукции и племенного материала, а также инкубационного яйца».