Новости отраслей

ПОСМОТРИТЕ НА ГОРОД, ГДЕ НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ ОБРЕЛИ НОВУЮ ЖИЗНЬ

Один из самых притягательных городов России расположен в Ивановской области. Это Палех, известный по всей стране город художников, здесь каждый восьмой житель посвятил жизнь искусству. Местные лаковые миниатюры, которые отличают яркость и невероятная проработка деталей, завоевали огромную популярность, заслуженно став национальным сувенирным брендом. Но немногие знают, что этому бренду пришлось пройти вместе с городом через непростые испытания. Рассказываем, как удивительная специализация Палеха справилась с переходом на бизнес-рельсы, как живет в наши дни и чем привлекает туристов удивительный город художников.


Как все начиналось:

от иконописи к миниатюре

Возникновение поселения и его имени по легенде связано с татаро-монгольским игом. Считается, что жители Владимиро-Суздальского княжества бежали из своих городов в глухие леса. Захватчики поджигали деревья, чтобы спалить дотла поселения тех, кто не хотел платить дань, — «была великая палиха». Так появилось название Палех. Отдельно в легендах упоминается, что бежавшие от завоевателей люди уносили с собой иконы, благодаря чему в Палехе зародилась иконописная традиция. Центром иконописного промысла Палех стал в XVII веке. К этому времени местным мастерам удалось найти собственный стиль, в основу которого они взяли лучшее от разных школ. У новгородского стиля иконописцы позаимствовали содержательность образов, строгановская школа видна в миниатюрности письма и яркости цветов. Палешане развили традиции и на их основе создали новые, добавив в свои работы разнообразие композиционных элементов и усложнив технику. Эта способность улучшать и адаптировать свое искусство пригодилась художникам три столетия спустя, в начале XX века.
После революции 1917 года иконописные мастерские закрылись и художникам не осталось места, где применить свои таланты. Но творческие люди нашли выход и занялись росписью черных шкатулок из папье-маше по палехской иконописной технике. Мастера экспериментировали, искали приемы, чтобы перенести иконописную традицию на новый материал. Для нового искусства пригодился опыт создания небольших икон, где на крошечной поверхности помещалось несколько образов и целое множество деталей с многообразием цветов и сложными композициями. Оставив религиозные сюжеты, художники обратились к народным сказкам, произведениям классиков и историям, продиктованным временем, — тем, что прославляли труд советских граждан. Работы вызвали большой интерес и в 1925 году демонстрировались на Всемирной выставке в Париже. А в самом Палехе мастера объединились в артель древней живописи. Художники быстро выработали общий узнаваемый стиль, который обрел известность и любовь не только на территории СССР, но и за границей. Максим Горький метко назвал палехский лаковый промысел «маленьким чудом, рожденным революцией».

Сложные времена: найти

себя, сохранив традиции

После десятилетий успешной работы объединение палехских художников столкнулось с трудностями переходного периода 1990-х. Удивительное дело: спрос на изделия российских мастеров за рубежом после падения железного занавеса был колоссальным, цены на палехские миниатюры достигали сотен и даже тысяч долларов. При этом государственная система поддержки художников распалась, а сами мастера находились в экономическом и мировоззренческом кризисе.Нужно было учиться коммерции и встраиваться в рынок, не забывая о хлебе насущном. Да и конкуренты не дремали. "Из Палеха моя жена, а сам я учился в Санкт-Петербурге, — рассказал РБК предприниматель Александр Гусаковский. — Приехал сюда, чтобы жить, построить дом. Как и вся глубинка, в Палехе в 90-е все было в запустении, но город меня захватил.
Когда границы открылись, за рубежом возник большой интерес к России и российскому искусству. Но вскоре на рынке стали появляться подделки. Все заполонили дешевые товары из Китая. А чем их больше, тем ниже спрос на оригинал". Тут и пригодилось мастерам умение творить и адаптироваться. Поначалу очень помогли заказы от РПЦ — палехские художники вернулись к истокам и вновь стали расписывать иконостасы. А затем вместе с областью и всей страной стали постепенно двигаться вперед.


Обретение утраченного

Чтобы подчеркнуть значимость старинного города и его промыслов, власти Ивановской области во главе с губернатором Станиславом Воскресенским начали активную работу по благоустройству. Центр Палеха преобразился: появились обустроенные пешеходные дорожки, деревья и кустарники, необычное художественное освещение, в котором ландшафтным дизайнерам удалось воспроизвести стиль лаковой росписи. Цель таких преобразований в том, чтобы создать у жителей позитивное настроение, показать, что жизнь может быть красивой и комфортной прямо здесь, в Палехе. Не менее важно было вернуть спрос на продукцию. Для этого потребовалось действовать решительно и умно, чтобы вытеснить грошовый контрафакт и найти новые возможности для собственных изделий. В рамках сотрудничества с компанией Bosco знаменитые палехские миниатюры вернулись в ГУМ — самое сердце Москвы и России. На рынке стали наводить порядок, убедив крупные торговые точки отказаться от подделок. А палехским художникам помогли освоить онлайн-инструменты и посоветовали обратить внимание на актуальные темы. Отличным примером здесь может служить недавняя коллекция в честь 60-летия полета в космос Юрия Гагарина. Пусть и не сразу, но усилия принесли результат: появился запрос на качественный продукт, а с ним и рабочие места для художников Палеха, наследников вековых традиций.

Как Палех стал территорией творчества

В процессе перемен к лучшему как-то само собой возникло понимание, что творчество — даже в городе художников — не может ограничиваться одним направлением. И что именно в умении меняться и развиваться кроется секрет успеха старинных промыслов в современном мире. В самом Палехе сейчас любят говорить, что превратившееся в бренд название их города — это не про иконы, сувениры или миниатюры. Старое и знакомое всем имя получило новый смысл. Современный Палех — это искусство во всех его проявлениях. Уловив такой запрос людей творчества, местные власти реализовали еще один амбициозный проект — арт-центр «Мастерские». Это творческое и выставочное пространство, расположенное в стенах некогда заброшенных мастерских начала XX века. В процессе перемен к лучшему как-то само собой возникло понимание, что творчество — даже в городе художников — не может ограничиваться одним направлением. И что именно в умении меняться и развиваться кроется секрет успеха старинных промыслов в современном мире. В самом Палехе сейчас любят говорить, что превратившееся в бренд название их города — это не про иконы, сувениры или миниатюры. Старое и знакомое всем имя получило новый смысл. Современный Палех — это искусство во всех его проявлениях. Уловив такой запрос людей творчества, местные власти реализовали еще один амбициозный проект — арт-центр «Мастерские». Это творческое и выставочное пространство, расположенное в стенах некогда заброшенных мастерских начала XX века. После реставрации кирпичное здание мастерских передали в управление художникам, которые превратили арт-центр в подлинную территорию творчества. Впрочем, этот термин будет справедливо применить ко всему Палеху. Выставки, фестивали и концерты, проводимые в «Мастерских», отлично иллюстрируют, как бывший центр лаковой миниатюры преобразовался в культурное пространство. Такие истории не просто напоминают о богатой истории Палеха, но и делают город центром притяжения для всех творческих людей и поклонников искусства. Если прежде творческая молодежь нередко уезжала из родного города, то сейчас ситуация стала меняться: художники стремятся сюда, чтобы получить уникальный опыт. Некоторые приезжают даже из Москвы и Санкт-Петербурга. Все это делает палехскую землю настоящей территорией творчества.

«Мы стараемся удерживать художников в Палехе, — рассказал Александр Гусаковский. — Здесь есть предприятия, которые выпускают шкатулки, крупные иконописные мастерские. Художникам хватает работы. В наших планах — ввести гранты для молодых специалистов. Еще одна важная задача — научиться дороже продавать работы. Чем лучше продаем, тем больше платим — так у молодежи будет мотивация оставаться жить в Палехе». С каждым годом туристов в Палехе становится все больше. Сейчас гости Ивановской области добираются до Палеха по отремонтированным дорогам. Александр Гусаковский лично увидел изменение отношения со стороны приезжих: «За последние три года Палех преобразился, поток туристов увеличился. У нас даже сложился девиз: „Палех — увидеть и полюбить“». «Второго такого города нет: Палех всегда будет привлекать гостей, — добавил Гусаковский. — Но расслабляться нельзя. У нас колоссальная ниша для предпринимателей и инвесторов. Не хватает гостиниц и ресторанов, туристическая инфраструктура в зачаточном состоянии. И у нас не только шкатулки — в Палехе много музыкантов, поэтов, актеров. Организация творческих фестивалей — один из многих возможных путей развития города». Палех сохранил традиции в 20-х годах прошлого века — а спустя без малого 100 лет снова не позволил своей уникальности исчезнуть. Сейчас маленький город в Ивановской области обретает новую жизнь и ждет гостей, чтобы продемонстрировать камерную красоту и мастерство, заслуженно названное чудом.

Источник - ivanobl.rbc.ru