Мы сейчас наблюдаем типичный «пузырь хайпа» вокруг ИИ. Таких пузырей вокруг ИИ было уже три или четыре начиная с 60-х годов, когда казалось, что вот-вот появятся разумные домашние роботы, судить будут искусственные судьи, лечить искусственные врачи и тому подобное. А сейчас, наверное, уже пятая волна такого хайпа.
Чтобы понять, что такое ИИ, нужно прежде всего отбросить голливудское представление об искусственном интеллекте как о неких осознающих себя роботах, которые хотят или уничтожить человечество, или, наоборот, будут нам друзьями, неотличимыми от нас.Это сложные программы, которые кажутся пользователю привычными, простыми и неинтересными, потому что они под рукой и уже работают.
Многие интеллектуальные задачи такой ИИ уже решает — и часто лучше, чем человек, но есть и те, решать которые с хорошим качеством пока не научились.Этот процесс можно представить как мясорубку с множеством разных заслонок с дырочками, фланцев, через которые выдавливают сырые «макароны» данных. Вам нужно, чтобы «макароны» на выходе были определённой формы, и вы ставите на мясорубку определённый фланец. По сути, это то, что делает нейросеть с данными — она их преобразует определённым образом.
Вообще есть интересный феномен, что применение ИИ в разных сферах часто приводит к резкому падению качества. Хотя, по идее, должно быть наоборот.
Например, тот же машинный перевод, о котором мы говорили. Сегодня в какое бы агентство переводов вы ни обратились, вы практически не сможете получить хороший ручной перевод. Даже если агентство мамой будет клясться, что переводит не машинным способом, оно всё равно будет так делать — иначе не выживет. Сначала переводят при помощи сервисов «Яндекса» или Google, а потом подправляют вручную. В этой сфере перескок, когда профессиональный перевод стал нерентабелен без применения «электронного гастарбайтера», случился недавно. Но часто машина переводит всё же плохо, суконным языком, без адаптации к структуре языка. И сейчас в переводах видны эти огрехи, структура фразы из чужого языка, артефакты машинной работы.Мы считаем, что в 2022—2023 годах нам нужно создать в том или ином виде цифровой кодекс, который защитил бы права граждан в цифровой среде и определил правила поведения в ней.
Кстати, в Китае, к примеру, ещё осенью этого года частным компаниям было запрещено использовать собранные персональные данные о людях для их дискриминации, например ценовой. Крупные платформы давно пытаются назначать пользователям разные цены на один и тот же товар или услугу в зависимости от уровня их дохода, вычисленного с помощью анализа пользовательских данных. Так вот, в Китае за подобное ввели гигантские штрафы.