Новости отраслей

Топ-10 трендов высшего образования по версии преподавателей

РБК Черноземье продолжает серию публикаций для будущих абитуриентов о трендах и перспективах высшего образования. Эксперты-работодатели уже сформулировали свои ожидания от высшей школы. Что думают об этом представители образовательного сообщества и каким они видят актуальный формат передачи знаний?

1. Переосмысление цифровизации образования и переход на blended-формат

Споры о том, стал вынужденный переход в онлайн новой возможностью или слабым звеном высшей школы, не утихают до сих пор. Тем не менее количество онлайн-программ магистратур и бакалавриатов в 2021 году увеличилось по сравнению с прошлым годом почти в семь раз — с 3 до 20.

«Нам необходимо сначала вывести на новый уровень техническую базу учреждений образования, — уверен заместитель генерального директора ПО «Радуга-ЛИК», разработчика дискавери-сервиса «Библиопоиск», Сергей Филатов. — Пандемия четко обозначила проблемы в этой области, когда в школах и даже вузах не «тянул» интернет и «падали» платформы, а 700 тысяч детей, по оценкам замминистра просвещения Дмитрия Глушко, вообще остались без возможности «дистанта» — по причине отсутствия компьютеров в семьях. Необходимо разработать и методики дистанционного преподавания: то, что хорошо воспринимается «вживую», бесполезно в режиме онлайн — нельзя просто взять и «включить» преподавателя с мелом и доской в монитор, это не работает».

«Онлайн не может передать атмосферу общения и нетворкинга, — соглашается Екатерина Черкес-заде, директор университета креативных индустрий Universal University. — Поэтому онлайн-программы не вытеснят очное обучение — выиграют те, кто выберет смешанный, blended-формат и совместит групповые, практические задания в оффлайне с индивидуальными консультациями онлайн».

2. Тренд на непрерывное обучение — lifelong learning

«Сценарий «один диплом на всю жизнь» больше не актуален, — считает генеральный директор технологической образовательной компании для предпринимателей «Like Центр» Василий Алексеев. — Принципиально сменить сферу деятельности — уже не что-то выходящее за рамки, а норма для современного поколения. Вузы часто не могут оперативно запустить образовательные программы по «новым» профессиям, а формат второго высшего образования предполагает длительное обучение и не отвечает запросу на быстрый результат».

«Многие специальности последнего времени, особенно в digital-направлении, не требуют полноценного академического образования, — добавляет эксперт по зарубежному высшему образованию Educate Online Анна Кудекина. — Поэтому все больше зарубежных вузов развивают certificate programs, то есть повышение квалификации или переквалификацию, по окончании которых студент получает сертификат о получении определенных профессиональных навыков. И хотя наш рынок еще отстает от мировых трендов, программы российских вузов тоже становятся более гибкими и генерируются параллельно с изменениями в digital- и медиасферах — примеры этого можно видеть у НИУ ВШЭ и РЭУ им. Г.В.Плеханова».

3. Коллаборации государственных и частных вузов

«Бурный рост EdTech-сегмента, многомиллионные выручки и инвестиции пока не затрагивают государственное образование, — признает Василий Алексеев. — Из-за бюрократии государственные вузы не могут конкурировать с частными по скорости внедрения новых решений и программ, а негосударственному сектору часто не хватает фундаментальности и мощной теоретической базы. Это неизбежно приведет к партнерству вузов и технологических платформ, основанному на обмене цифровыми решениями и контентом — как онлайн-магистратуры ВШЭ и Coursera, ВШЭ и «Нетологии», РАНХиГС и «Нетологии», РАНХиГС и Skillbox».

Примеры подобного сотрудничества приводит и Екатерина Черкес-заде: это Московский физтех и Школа игровой разработки Scream School с их совместной магистратурой по геймдизайну, MBA-программа в индустрии моды МГИМО и Британской высшей школы дизайна.

«Мы уже наблюдаем активное взаимодействие между вузами и частными образовательными компаниями по созданию образовательных продуктов, краткосрочных интенсивов или закупке обучающих модулей, — замечает руководитель направления высшего образования в «Нетологии» Ольга Сохнева. — Например, в 2020 году по оценке HolonIQ число подобных проектов выросло на 36%».

4. Метапредметность и double skills

«Этот тренд наметился еще 5-6 лет назад, — говорит советник образовательных программ благотворительного фонда «Система» Юлия Селюкова. — Сегодня на рынке востребованы специалисты, которые обладают знаниями из нескольких, не всегда связанных между собой, сфер. И хотя исторически кафедры и научные институты внутри университета достаточно мало взаимодействуют, метапредметные программы в них уже появляются, равно как и сетевые программы, реализуемые при участии разных вузов. Как правило, их внедряют уже в магистратуре, потому что на этой ступени проще подготовить специалиста для рынка».

«Для специалиста, владеющего несколькими компетенциями, карьерные лифты работают оперативнее, — объясняет декан факультета управления университета «Синергия» Инна Баранова. — Поэтому в нашем университете помимо общего диплома студентам дают возможность получить и компетентностный апгрейд на базе межпредметных связей. Учитывая, что у большинства людей нет времени на долгосрочное обучение, совмещение допобучения с основной образовательной моделью адаптирует выпускника к рынку труда и растит его профессиональные перспективы».

«Ориентация на подготовку только в своей предметной области осталась в прошлом, хотя, безусловно, есть специальности, где этот подход не должен применяться, — комментирует завкафедрой экономико-математического моделирования экономического факультета РУДН Светлана Балашова. — В РУДН, который в числе других топовых вузов имеет право работать по собственным образовательным стандартам, стараются вводить инновационный набор дисциплин для подготовки бакалавров и магистров, сохраняя требования госстандарта в части обязательных дисциплин. В качестве выпускной работы бакалавра студенты представляют разработанные ими реальные проекты, применяя на практике полученные навыки».

В качестве примеров междисциплинарных взаимодополняющих компетенций эксперты назвали цифровую грамотность — для преподавателей и медиков, знания в сферах HR, KPI и программирования — для экономистов, навыки управления предприятием и моделирования бизнес-процессов — для ИТ-специалистов, юридические и экономические компетенции — для экспертов по кибербезопасности, познания в геоурбанистике, планировании территориального развития, муниципальном праве, геоинформатике, социологии, городской логистике и маркетинге — для работающих в области управления экономикой города.

«Так зарождаются или уже появились новые профессии, — рассказывает старший партнер Лиги цифровой экономики Андрей Солодилов. — Например — UX/UI-дизайнеры, которые разрабатывают внешний вид систем и приложений, ИТ-юристы, отвечающие за правовое взаимодействие в сети, цифровые лингвисты. А некоторые навыки ИТ-сферы вообще стоит прокачивать всем. Программирование, робототехнику и искусственный интеллект полезно понимать хотя бы на концептуальном уровне. Владения базовыми подходами к работе с данными требует почти любая специальность. Наконец, не нужно сбрасывать со счетов и развитие коммуникативных навыков. Да, интровертам сейчас намного проще добиться карьерного успеха, чем пару десятилетий назад, но все же умение коммуницировать и выстраивать социальные связи — очень важно, даже если строить карьеру не как руководитель, а как эксперт».

«Привлечение мультикомпетентных сотрудников гарантирует бизнесу повышение эффективности, комплексное видение и адаптивность, — рассуждает бизнес- и executive coach Елизавета Конвей. — Все это — про конкурентоспособность. И независимо от того, как реагирует система образования сейчас, рынок возьмет свое. В VUCA-мире успешность и есть способность человека реализовывать свой потенциал в нескольких областях, сохраняя устойчивость и мобильность в условиях неопределенности».

5. Активный запрос на soft skills

«Десять лет назад компании смотрели исключительно на профессиональные и технические компетенции соискателя, но развитие искусственного интеллекта и робототехники спровоцировали ценностные изменения, — замечает Анна Кудекина. — Работодатели начали обращать внимание на стрессоустойчивость, навыки самопрезентации, эмпатичность и другие личностные характеристики, которые невозможно заменить ИИ. А вузы подхватили тренд, связанный с soft skills, предложив студентам специальные программы и дополнительные курсы».

6. Конкуренция со среднеспециальными учебными заведениями

«Маятник спроса уже качнулся в сторону среднеспециального образования, — считает директор по производству и методической части Домашней школы «ИнтернетУрок» Юрий Гребенюк. — Из-за серьезной конкуренции устроиться по вузовской профессии удается далеко не каждому, в то время как в реальном секторе экономики — дефицит кадров, который работодатели готовы закрывать щедрыми зарплатами хорошим специалистам со средним специальным образованием. Добавьте к этому тот факт, что ссузы отходят от клишированного, «фольклорного» представления о них как о ПТУ и техникумах. И наконец, еще одна причина резкой смены интересов даже среди выпускников вузов — огромный контраст между ожиданиями и реальностью. Студентам не хватает реального знакомства с профессией, чтобы понять, насколько им это близко. И если кто-то после попытки провести урок перед реальными детьми поймет, что ему это не нравится, у него будет выбор: потратить три года жизни и потом переучиваться или закончить вуз ради диплома, но работать не по специальности. И одна из текущих задач высшей школы — изменить эту ситуацию».

7. Внедрение VR в образовательный процесс

«Использование VR/AR позволяет повысить вовлеченность студентов и увеличить глубину погружения в предмет, — полагает Анна Кудекина. — Технологии виртуальной реальности позволяют показать процессы и приобрести опыт, недоступные при обычном образовании. По данным проведенного в 2018 году компанией Perkins Coie исследования, образование наряду со здравоохранением заняло второе после гейм-индустрии место среди отраслей, наиболее активно инвестирующих в это направление».

«Драйверами этого тренда станут сами студенты, — уверена Ольга Сохнева. — Современные дети ждут от университетов опыта работы в виртуальных пространствах, коммуникаций через нестандартный видео- и аудиоконтент, креативных методик работы с информацией. Отсюда и требования к организационным процессам — возможность гибридного обучения, обучения в режиме real time через VR- и AR-симуляцию, автоматизация учета посещаемости, загрузка проектных заданий. Правда, пока во многих ведущих вузах России эти системы до сих пор разрознены и приносят больше неудобств, чем бонусов».

8. Забота о психологическом здоровье студентов

«Согласно исследованию Национального центра статистики образования, из 20 миллионов студентов, обучавшихся в 2019 году, 19,9 миллиона имели проблемы с психическим здоровьем, — рассказывает Анна Кудекина. — Все больше вузов добавляют в программы специальные дисциплины, помогающие найти баланс между работой и отдыхом, позаботиться о ментальном здоровье учащихся, развить стрессоустойчивость. Колледжи и университеты используют все доступные интернет-ресурсы и творческие программы для повышения осведомленности о психическом здоровье своих студентов — от панельных дискуссий и ролевых игр до бесплатных скринингов психического здоровья».

9. «Глокальность», или следование мировым трендам с учетом местных реалий

«Интеграция в международный контекст приобретает все большую важность, — полагает Екатерина Черкес-заде. — Некоторые вузы уже предлагают программы двойного диплома, международные обмены, партнерские программы. Так, в Universal University есть британский бакалавриат в сфере дизайна, музыки, игр, кино и анимации, аккредитованный университетом Хартфордшира. Это дает студентам возможность обучиться на английском языке в Москве и получить международный диплом на выходе».

10. Кастомизация и практикоориентированность

«Высшая школа станет более клиентоориентированной, — отмечает Ольга Сохнева. — В том числе — из-за конкуренции за педагогов, за гранты и за внимание потенциальных учеников, которые могут предпочесть «вышке» краткосрочное обучение на курсах или в техникуме. Свои требования к вузам предъявляют и компании, которые хотят видеть в выпускнике не только академически образованного сотрудника, но и командного игрока с сильно развитыми soft skills и с хорошим уровнем hard skills. В содержательном контексте российская высшая школа будет более ориентированной на практику. Если в Европе, например в Германии, есть деление на классические университеты (Universität) и «профессиональные» вузы (Hochschule), то мы пока стоим на пути создания баланса между теоретическими знаниями и практикой в рамках одного формата университетского образования».

Подписывайтесь на РБК Черноземье в соцсетях «ВКонтакте», Facebook, Instagram, YouTube и мессенджере Telegram.

Подробнее на РБК:
https://chr.rbc.ru/chr/16/07/2021/60f18e8b9a79471e77e46211