Новости отраслей

Вклад участников программы «Приоритет 2030» в углеродное регулирование

Анна Гара, обозреватель:
— Декарбонизация — мировой тренд. К 2050 году около 200 стран должны достичь «нулевого» углеродного следа согласно подписанному Парижскому соглашению.
Россия готовится к экологическому вызову с помощью науки. К решению задачи подключились вузы, ставшие в этом году участниками программы Минобрнауки «Приоритет 2030».
В этой программе мы расскажем, как именно университеты - участники проекта «Приоритет 2030» помогают справляться с экологическими проблемами и какую роль во всем этом играют карбоновые полигоны.
В феврале этого года Минобрнауки запустило пилотный проект по созданию на территории регионов России карбоновых полигонов. Карбоновые полигоны — территории с уникальной экосистемой, созданные для мониторинга климатически активных газов в атмосфере. Университеты и научные организации используют на полигонах новые методы мониторинга, которые позволяют эффективно оценивать количество углерода в атмосфере, а технологии и рациональное природопользование решают проблему переработки парниковых газов в кислород. Первый карбоновый полигон в рамках пилотного проекта открыли в конце лета в Тюмени на базе биостанции Тюменского государственного университета (ТюмГУ) на озере Кучак. Эта местность охватывает наиболее характерные для региона типы экосистем: различные виды леса, озера, болота, а также агроценозы. Здесь будут проводить анализ состояния почв, растений, собирать информацию при помощи наземного оборудования и беспилотных систем.

Иван Романчук, ректор ТюмГУ (вуза — участника программы «Приоритет 2030»):
— Однако мы рассматриваем карбоновый полигон не только как территорию для измерения потоков климатически активных газов, что само по себе важно, но и как экспериментальную площадку — карбоновую станцию по отработке технологии биосеквестрования углерода для регенеративного земледелия. Что, я уверен, будет очень интересно нашим индустриальным партнёрам.
Одна из ключевых задач тюменских исследователей — анализ потенциала экосистем в области поглощения углекислого газа.

Павел Смирнов, руководитель стратегического проекта «Экосистемы будущего» ТюмГУ:
— Работа, которая уже осуществляется на биостанции в части изучения видов и сортов растений на предмет их поглощающей способности, также будет усилена, расширена. В конце концов мы надеемся обрести чёткое понимание того, какие именно комбинации растений усилят поглощающую способность территорий.

Наиболее эффективные сочетания видов и сортов растений с точки зрения поглощения углекислого газа станут платформой для запуска карбоновых ферм.
Валерий Фальков, министр науки и высшего образования Российской Федерации:
— В Год науки и технологий Министерство науки и высшего образования Российской Федерации запустило пилотный проект по созданию карбоновых полигонов, которые должны решить три задачи: сбор достоверных данных об углеродном балансе разных типов экосистем и создание единой базы таких данных, постройка карбоновых ферм, которые обеспечат повышенную секвестрацию углекислого газа из атмосферы, и подготовка кадров для сферы климата.

В ТюмГУ запускают образовательные программы по подготовке кадров для карбоновых полигонов и планируют развивать это направление в соответствии с программой «Приоритет 2030».

В этом году в рамках пилотного проекта карбоновые полигоны появились в девяти регионах. Среди них: Тюменская, Свердловская и Калининградская области. В ближайшее время сеть полигонов будет расширена до 16 участков. При каждом из них планируется создать карбоновые фермы, которые, по прогнозам экспертов, к 2030 году могут превратиться в целую индустрию по выращиванию леса для поглощения парниковых газов.
В Калининградской области карбоновый полигон «Росянка» открыли на базе Балтийского федерального университета имени И. Канта (БФУ им. И. Канта). Он состоит из двух участков: морского и сухопутного. На земле делают экспресс-тесты проб торфа, воды и воздуха. На море — изучают изменчивость потоков углерода в морской среде. На основе полученных данных ученые будут разрабатывать методики мониторинга показателей эмиссии и секвестрования парниковых газов в морской среде. Научные изыскания лягут в основу создания новых технологий получения биотоплива из водорослей и морского мусора.

Александр Федоров, ректор БФУ им. И. Канта (вуза — участника программы «Приоритет 2030»):
— На морском карбоновом полигоне прежде всего исследуются потоки метана. Получены первые данные, которые сейчас готовятся к публикации. На сухопутной площадке ведутся работы по организации инфраструктуры. На данном этапе главный вопрос — установка мачт с высокотехнологическим оборудованием. Уже проведено первое заверочное бурение торфа. Мы знаем всю раскладку по слоям. Определены запасы углеродов в торфе, создана карта почв. И это действительно очень важный задел для следующего этапа исследований. Мы работаем с индивидуальным коэффициентом эмиссии на каждом из участков: и морском, и земном. В планах проведение тестирования технологии вторичного обводнения болота. Это одна из кардинальных задач: отработать механизм перевода болота из излучателя, когда оно осушено, в поглотитель, когда оно обводнено.
Активное участие в исследованиях на полигоне принимают студенты. Учащиеся трудятся в тесной связке с опытными специалистами и аспирантами БФУ им. И. Канта.

Александр Федоров, ректор БФУ им. И. Канта (вуза — участника программы «Приоритет 2030»):
— Это комплексное исследование, в котором задействованы как ведущие работники, так и молодые исследователи из разных подразделений: и экологи, и физики, и инженеры, задействован институт живых систем. Мы работаем над созданием образовательных программ и выпускных квалификационных работ в рамках данного исследования.

Мы же перемещаемся в центр континента, на Урал. В программе «Приоритет 2030» здесь принимает участие Уральский федеральный университет (УРФУ). Исследования проходят на полигоне «Урал-Карбон». 300 га уникальных таежных экосистем, на базе которых изучают особенности поглощения углекислого газа растениями хвойной тайги. Основной площадкой стала Коуровская астрономическая обсерватория университета, здесь установлены пульсационная и стационарная камерная системы для измерения потоков парниковых газов.

Виктор Валдайских, руководитель полигона «Урал-Карбон»: 
— Мы проводили наземные исследования: изучали фотосинтез, дыхание подстилки, запасы углерода в основных депонирующих средах: в почве и древесине. Наша задача — посмотреть, узнать и понять, сколько количественно в этих средах содержится углерода, который был когда-то извлечен из атмосферы.

В образовательной части проекта будут задействованы более 400 студентов профильных направлений, профессора, доценты и аспиранты.

Виктор Валдайских, руководитель полигона «Урал-Карбон»:
— Программу утвердили в июле 2021 года, но мы за эти полгода успели сделать достаточно много. Создали новую структурную единицу, приняли массу сотрудников, создали консорциум на базе исследовательского центра карбонового полигона, куда входят восемь университетов и институтов РАН, то есть тех коллективов, которые владеют компетенциями в рамках карбоновой тематики. Кроме того, мы успели провести летом натурные исследования с помощью имеющегося хорошего оборудования.
В УРФУ планируют запустить программу дополнительного образования по карбоновой экономике. Обучать будут биологов, экологов и других специалистов. На данный момент организован специальный курс для студентов по тематике, связанной с полигонами.

Анна Гара, обозреватель:
— Российский университет транспорта (РУТ (МИИТ) стал участником программы «Приоритет 2030». Среди проектов вуза: беспилотное судовождение, интеллектуальная дорожная инфраструктура для беспилотного транспорта и декарбонизация.

В Российском университете транспорта планируют разработать специальные программы дополнительного профессионального образования, которые будут соответствовать запросам отрасли. Для «зеленой» экономики необходимы специалисты, которых сегодня еще не готовят в российских вузах, отмечает директор Института международных транспортных коммуникаций Ирина Карапетян.

Ирина Карапетянц, директор Института международных транспортных коммуникаций, РУТ (МИИТ):
— Мы посмотрели, что делается в западных университетах, там уже есть аудитор парниковых газов, учет наземных парниковых газов, верификация, управление парниковыми газами, в том числе и на транспорте. И мы в 2022 году откроем (как раз по учету этих углеродных изменений) ДПО, дополнительное профессиональное образование. Естественно, мы будем менять учебные планы магистратуры и бакалавриата, потому что в настоящее время ни в одном транспортном вузе, у нас их 17, нет этих программ. Их надо делать, потому что в перспективе эти люди через 2-4 года придут работать в отрасль, они, думаю, будут на вес золота.
В ближайшем будущем могут появиться такие профессии, как карбоновый брокер, менеджер по карбоновым кредитам, управляющий климатическими проектами. И очевидно, что они будут востребованы.

Ирина Карапетянц, директор Института международных транспортных коммуникаций, РУТ (МИИТ):
— С 2023 года Европа вводит так называемый транснациональный налог. Будет назначена квота, которую нельзя превышать. Это значит, что перевозки любой продукции — пищевой, сельскохозяйственными удобрениями, сырьевой — будут учитывать эти квоты. Мы будем покупать не то что воздух, а сертификаты на этот воздух. И получается, что формируется рынок углеродных единиц. 2023 год совсем рядом, и наша отрасль, скажем так, не совсем готова к таким вызовам.

Строительство сети карбоновых полигонов даст возможность России расширить потенциал по переработке углекислого газа. До 2022 года по инициативе Министерства науки и высшего образования планируется запуск 20 карбоновых полигонов. К 2030 году в стране может появиться порядка 80 таких объектов. В создании большинства из них будут задействованы участники программы Минобрнауки России «Приоритет 2030».

Источник - tv.rbc.ru