Работа экономического блока власти
в «антикризисном режиме» обнажает застарелые проблемы — внешние и внутренние. Кризис — это возможность обновления, перестройки к лучшему. Так что, несмотря на многочисленные проблемы и
угрозы, надо использовать данную возможность по максимуму как для оптимизации кадровой и организационной государственной структуры, так и для выверки принципов экономической политики, создания
современного правового поля, институциональной среды.
Экономика включает большой круг участников: государство в лице своих многочисленных публичных образований и принадлежащих им компаний, инвесторов, предпринимателей, работников, потребителей, население… «Вечный» вопрос — как согласовать их интересы: через либерализацию и рынок или через руководящую роль государства? У нас пока получается лучше через возрастающую роль государства, что сегодня более адекватно сложной международной ситуации. Но, вместе с тем, государственная экономика имеет свои ограничения, и только в разумном сочетании с поддержкой частной инициативы и частной собственности может быть обеспечен долгосрочный устойчивый рост экономики, решение социальных проблем.
Сейчас важно, не теряя темпа в решении насущных тактических задач, фактически в режиме «ручного управления», обеспечить задел на будущее развитие экономики с перенесением акцентов на частную инициативу, когда роль государственной собственности в экономике будет сокращаться. В чем должен состоять такой задел?
Отметим три важнейших направления:
• декриминализация экономики, в том числе уход от «серых» налоговых схем и незаконного влияния чиновников на бизнес;
• развитие инфраструктуры;
• создание новых экономических институтов.
Если первые два направления понятны, то в отношении третьего направления необходима общественная и научная дискуссия: какую экономику мы хотим построить, а вслед за этим — и какую страну?
Можно идти по пути заимствования институтов и экономических моделей извне — Россия пошла по этому пути в 90-е, когда реформы шли под диктовку западных советников и МВФ, а проекты законов разрабатывались на средства западных грантов. Недостаток этого пути — главенство чуждого нашей традиции рационализма и эгоизма в принятии экономических решений. Рационализм не позволяет адекватно учесть всю сложность
социальных процессов, эгоизм при слабости государства порождает власть олигархии, экономическую преступность, деградацию человеческого капитала.
Можно вернуться к своему недавнему опыту послевоенного развития экономики, когда всю инициативу на себя взяло государство — это мы видим сегодня, когда роль государственной собственности очень велика и продолжает расти (в связи с банкротством малого и среднего бизнеса, недостатком частных инвестиций). Эту же модель мы видим в Белоруссии. Опасности этого пути мы знаем из собственной истории — застой 70-х годов и крушение СССР в 80-х, в основе которых неспособ-ность государства полностью управлять всеми предприятиями, нарастающая разбалансированность экономики в условиях быстрого изменения ситуации на внешних рынках, демотивация населения к труду.
Есть и другой, более сложный, но и более продуктивный путь, как представляется, единственный пригодный для нашей страны. Это создание своей новой системы экономических институтов, наиболее адаптированной к при-родным, географическим, геополитическим, культурным условиям, нашим отечественным духовно-нравственным традициям.
Нужно развивать свою экономическую науку, опираясь как на отечественных ученых, так и на наиболее успешные практики иных стран, проводящих самостоятельную экономическую политику. Пока в этом направлении еще мало что сделано, но дорогу осилит идущий.
Главный редактор, Председатель движения «За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей»
С. О. Бочков
- ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
- Путин В.В., Президент Российской Федерации. "ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ВСТРЕЧЕ С ЧЛЕНАМИ СОВЕТА ЗАКОНОДАТЕЛЕЙ (Санкт-Петербург, 27.04.2015)
- Путин В.В., Президент Российской Федерации. "ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ПЛЕНАРНОМ ЗАСЕДАНИИ ПЕТЕРБУРГСКОГО МЕЖДУНАРОДНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ФОРУМА (Санкт-Петербург, 19.06.2015)"
- ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (материалы парламентских слушаний Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по бюджету и налогам; Москва, 02.06.2015)
- Из выступления С.Е.Нарышкина, Председателя Государственной Думы ФС РФ
- Из выступления А.Г.Силуанова, Министра финансов Российской Федерации
- Из выступления А.В.Улюкаева, Министра экономического развития Российской Федерации
- Из выступления Т.А.Голиковой, Председателя Счетной палаты Российской Федерации
- Из выступления А.Ю.Воробьева, Губернатора Московской области
- Из выступления М.В.Мишустина, руководителя Федеральной налоговой службы Российской Федерации
- Из выступления В.Ю.Алекперова, президента ОАО «Лукойл»
- Из выступления Д.Н.Кобылкина, губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа
- Из выступления Т.Л.Трегубовой, главы фермерского хозяйства Ростовской области
- Из выступления К.В.Юдаевой, первого заместителя председателя Центрального банка России
- Из выступления Б.Ю.Титова, Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей
- Из выступления А.Н.Шохина, Президента Российского союза промышленников и предпринимателей
- Рекомендации парламентских слушаний
- ОБ ИТОГАХ РАБОТЫ В 2014 ГОДУ И ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИНИСТЕРСТВА ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2015 ГОДУ И В ПОСЛЕДУЮЩИЕ ГОДЫ (Материалы итогового заседания
Коллегии Минпромторга России; Москва, 17.06.2015)
- Из выступления А.В.Дворковича, заместителя Председателя Правительства Российской Федерации
- Из выступления Д.В.Мантурова, Министра промышленности и торговли Российской Федерации
- Из выступления Д.О.Рогозина, заместителя Председателя Правительства Российской Федерации
- Из выступления В.И.Кожина, помощника Президента Российской Федерации
- Из выступления М.А.Абызова, министра Российской Федерации
- Из выступления Е.В.Бушмина, заместителя Председателя Совета Федерации ФС РФ
- Из выступления С.А.Агапцова, аудитора Счетной палаты
- Из выступления С.С.Сидорского, Министра по промышленности и агропромышленному комплексу Евразийской экономической комиссии
- Из выступления А.В.Данилова-Данильяна, первого заместителя председателя Общественного совета при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации
- Бухтенков А.А., Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. "ВЛАСТЬ И БИЗНЕС: ОПТИМИЗАЦИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В ИНТЕРЕСАХ
ПОЛИТИЧЕСКОЙ СТАБИЛЬНОСТИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА"
- ЭТИКА И ЭКОНОМИКА
- Буренков А.В., Институт русско-славянских исследований им. Н.Я.Данилевского. "ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ Н.Я.ДАНИЛЕВСКОГО В ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
СФЕРЕ — ПОЛИТЭКОНОМИЯ РУССКОЙ ХРИСТИАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ"
- ИЗ ОБРАЩЕНИЯ УЧАСТНИКОВ НАУЧНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ Н.Я.ДАНИЛЕВСКОГО И ЗАДАЧИ РОССИИ В XXI ВЕКЕ» К ПРЕЗИДЕНТУ РФ, ФЕДЕРАЛЬНОМУ СОБРАНИЮ РФ, ПРАВИТЕЛЬСТВУ РФ, ПОЛИТИЧЕСКОЙ
И КУЛЬТУРНОЙ ЭЛИТЕ СТРАНЫ (Курск, 27.11.2014)
- ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
- Сухаренко А.Н., Центр изучения новых вызовов и угроз национальной безопасности. "ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО
ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ПРЕСТУПНОСТИ"
- МЕЖДУНАРОДНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
- Гриняев С.Н., Международный экспертный совет по сотрудничеству в Арктике. "ЭКОНОМИЧЕСКОЕ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ И МОРСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
В АРКТИКЕ"
- Журавель В.П., Институт Европы РАН. "РОССИЯ И ЕВРОПЕЙСКИЕ СТРАНЫ О ПОЛИТИКЕ КИТАЯ В АРКТИКЕ"
- ЭКОНОМИКА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
- Ясинский В.А., Мироненков А.П., Сарсембеков Т.Т., Евразийский банк развития. "МЕЖДУНАРОДНОЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ ДЕЙСТВИЙ «ВОДА ДЛЯ ЖИЗНИ» (2005-2015 ГГ.) И НОВЫЕ ВЫЗОВЫ ГЛОБАЛЬНОЙ ВОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
- Кривошей В.А., Национальный центр водных проблем. "О ВОЛЖСКО-КАМСКОМ КАСКАДЕ ВОДОХРАНИЛИЩ"
- ИНФРАСТРУКТУРНЫЕ ПРОЕКТЫ И ЖКХ
- ПРЕМИЯ «РЕКОРДЫ РЫНКА НЕДВИЖИМОСТИ»: ШЕСТЬ ЛЕТ УСПЕХА
- ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ
- Жуков В.В., Шуренкова С.С. "ТРЕТЕЙСКИЕ СУДЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКИМ СПОРАМ — ОПТИМАЛЬНЫЙ СПОСОБ РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ"
- Шеметова Н.Ю. "ИНСТИТУТ СОБСТВЕННОСТИ: РАЗВИТИЕ В ПРАВЕ"
- Буслаева Л.М., Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н.Ульянова. "ОСОБЕННОСТИ СОГЛАШЕНИЯ О РАЗДЕЛЕ ПРОДУКЦИИ КАК ФОРМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ"
|